Анализ бизнес-процессов в интернет-магазине
Первое, с чего нужно начать перед внедрением CRM, — провести анализ ваших бизнес-процессов в интернет-магазине.
По нашему опыту, лишь небольшая часть компаний визуализировала и, как следствие, оптимизировала свои процессы. Это трудоемкая работа, отнимающая много времени и сил.
Смотрите видеоурок о преимуществах СRM для интернет-магазина >>
Описывать процессы — прерогатива собственников бизнеса или директоров, в любом случае руководящего состава. А они, как правило, заниматься подобным очень не любят. Хотя, кроме них, никто не может это сделать .
Соответственно, у владельцев может возникнуть желание делегировать задачу компании, которая занимается автоматизацией таких процессов. Здесь есть очень важный нюанс, который вы обязаны знать и которым я с вами очень хочу поделиться.
Если вы руководитель или собственник, бизнес-процессы вашего интернет-магазина лучше вас никто не знает.
Соответственно, для полноценного погружения в проблему стороннему сотруднику необходимо как минимум месяц поработать внутри вашей компании. В идеале 3-4-5 месяцев для того, чтобы детально изучить бизнес-процессы именно вашего интернет-магазина и на их основе нарисовать сначала процессы в том виде, в котором они есть сейчас, и после заняться их оптимизацией.
Существует ещё вариант поставить задачу по визуализации процессов кому-то из своих сотрудников. Но результат, как правило, здесь крайне низок. Для того чтобы рисовать схемы, необходимо системное мышление. А кадров с такими возможностями мало.
Скачайте шаблон настройки retailCRM от веб-студии TrendKey >>
Поэтому давайте смотреть на вещи честно: визуализация процессов — это навык, требующий опыта и особого мышления. Если вы хотите, чтобы за вас кто-то нарисовал процессы, готовьтесь к тому, что эти процессы будут в лучшем случае очень поверхностными и сырыми. Если это сторонние специалисты,то не надо требовать от них глубокого понимания вашего бизнеса, при том что в короткой перспективе это невозможно или будет стоить очень дорого.
К примеру, у нас в Trendkey существует такая услуга: когда мы формализуем бизнес-процессы, наш специалист, где бы ни находился заказчик, вылетает к нему и разбирается неделю. Такая услуга стоит от 150 тыс. рублей и заказывают ее крайне редко. Мы сами не сторонники таких вещей, но иногда и это бывает необходимо.
Если вы руководитель или собственник интернет-магазина, то избежать самостоятельной визуализации процессов не получится. Для начала возьмите карандаш, ластик, парочку листов А3 или А1. Если есть флипчарт — это вообще идеальный вариант: вы просто начинаете шаг за шагом расписывать свои бизнес-процессы. После того как они у вас формализованы, переносите их в формат схем. Мы работаем с Draw.io Этот сервис бесплатный и легко интегрируется с Google Drive.