С чего начать внедрение CRM: анализ бизнес-процессов компании

Раздел: CRM
  • 7 декабря 2018
  • Автор: Роман Кежелис
Время прочтения: 5 мин. 18 сек.

Анализ бизнес-процессов в интернет-магазине

Первое, с чего нужно начать перед внедрением CRM, — провести анализ ваших бизнес-процессов в интернет-магазине.

По нашему опыту, лишь небольшая часть компаний визуализировала и, как следствие, оптимизировала свои процессы. Это трудоемкая работа, отнимающая много времени и сил.


Смотрите видеоурок о преимуществах СRM для интернет-магазина >>

 

Описывать процессы — прерогатива собственников бизнеса или директоров, в любом случае руководящего состава. А они, как правило, заниматься подобным очень не любят. Хотя, кроме них, никто не может это сделать .

Соответственно, у владельцев может возникнуть желание делегировать задачу компании, которая занимается автоматизацией таких процессов. Здесь есть очень важный нюанс, который вы обязаны знать и которым я с вами очень хочу поделиться.

Если вы руководитель или собственник, бизнес-процессы вашего интернет-магазина лучше вас никто не знает.

Соответственно, для полноценного погружения в проблему стороннему сотруднику необходимо как минимум месяц поработать внутри вашей компании. В идеале 3-4-5 месяцев для того, чтобы детально изучить бизнес-процессы именно вашего интернет-магазина и на их основе нарисовать сначала процессы в том виде, в котором они есть сейчас, и после заняться их оптимизацией.

Существует ещё вариант поставить задачу по визуализации процессов кому-то из своих сотрудников. Но результат, как правило, здесь крайне низок. Для того чтобы рисовать схемы, необходимо системное мышление. А кадров с такими возможностями мало.

 

Скачайте шаблон настройки retailCRM от веб-студии TrendKey >>

 

Поэтому давайте смотреть на вещи честно: визуализация процессов — это навык, требующий опыта и особого мышления. Если вы хотите, чтобы за вас кто-то нарисовал процессы, готовьтесь к тому, что эти процессы будут в лучшем случае очень поверхностными и сырыми. Если это сторонние специалисты,то не надо требовать от них глубокого понимания вашего бизнеса, при том что в короткой перспективе это невозможно или будет стоить очень дорого.

К примеру, у нас в Trendkey существует такая услуга: когда мы формализуем бизнес-процессы, наш специалист, где бы ни находился заказчик, вылетает к нему и разбирается неделю. Такая услуга стоит от 150 тыс. рублей и заказывают ее крайне редко. Мы сами не сторонники таких вещей, но иногда и это бывает необходимо.

Если вы руководитель или собственник интернет-магазина, то избежать самостоятельной визуализации процессов не получится. Для начала возьмите карандаш, ластик, парочку листов А3 или А1. Если есть флипчарт — это вообще идеальный вариант: вы просто начинаете шаг за шагом расписывать свои бизнес-процессы. После того как они у вас формализованы, переносите их в формат схем. Мы работаем с Draw.io Этот сервис бесплатный и легко интегрируется с Google Drive.

С чего же начать визуализацию процессов?

Начать необходимо с начала, с самой первой точки — первого захода клиента в интернет-магазин. Давайте рассмотрим, как это выглядит на примере интернет-магазина автозапчастей.

 

Процесс оформления заказа

Основные моменты:

  • Клиент делает заказ.
  • Анализ заказа оператором.
  • Заказ проанализирован.
  • Проверка наличия товара у поставщиков.
  • Товар есть в наличии / товара нет в наличии.
  • Звонок оператора.
  • Дозвонились / не дозвонились.
  • Обсуждение способов оплаты.
  • Смена статуса, если все устраивает.

 

Процесс логистики

Основные моменты:

  • Ждем подтверждения заказа.
  • Выбираем способ оплаты.
  • Проходимся по всем этапам.
  • Процесс возврата товара.

 

Для того чтобы в интернет-магазине автозапчастей нарисовать вот такой понятный процесс, мы с его владельцем, Антоном, потратили вдвоем около 20 часов времени. То есть 20*2 = 40 часов общей работы. Плюс я потом сидел около 8 часов, прорабатывая все. Причем Антон всегда пытался увильнуть от этого занятия, всячески сопротивлялся. Логически он понимал, что это необходимо и больше нужно ему, чем нам. А сущность его как владельца интернет-магазина пыталась всячески избежать данного этапа.

Умение самостоятельно формализовать бизнес-процессы — один из важных навыков хорошего руководителя. Процессом, который у нас нарисован, мы можем гибко управлять.

 

Анализ внедрения базового функционала CRM

 

Хотите определить, как изменится работа вашего интернет-магазина после внедрения базового функционала интеграции с CRM? Наши специалисты готовы за 4 дня выполнить полный анализ потенциала автоматизации вашего бизнеса и предоставить расширенную оценку в подарок.