Анализ конкурентов: авторская методика

Раздел: Курс "Оптимизация интернет-магазина"
  • 20 марта 2019
  • Автор: Роман Кежелис
Время прочтения: 7 мин. 7 сек.

Как узнать откуда конкуренты берут трафик? Анализ конкурентов пошаговое руководство

 

Для того чтобы сделать прибыльный ИМ, важно понимать рынок, на котором планируется его создание. Индустрия электронной торговли стремительно развивается. К примеру, в Москве каждый день появляется до 5 ИМ. Конкуренция стремительно растет. О том, как подойти к разработке стратегии развития проекта на основании анализа конкурентов, и пойдет речь.

Компания Trendkey работает с ИМ в среднем и верхнем сегменте. Очень часто, когда хотят создать ИМ с нуля или перенести старый, многие не имеют четкого понимания, как  действовать. Вернее, они уверены, что у них понимание есть. Но часто оказывается, что истина сильно отличается от видения, которое присутствует у собственника или ответственного лица.

Как правило, реальная ситуация на рынке менее драматичная, чем кажется. Часто конкуренция не такая уж сильная, и обойти конкурентов — достаточно понятная решаемая задача, если знать как! Правильный анализ, понимание возможностей соперников, каналов привлечения ими трафика, используемых маркетинговых инструментов не только открывает возможности для развития нашего бизнеса, но и  дает нам волшебный пендель.

В 80 % случаев, кроме узких тематик, таких как детская одежда, где очень большое перенасыщение, реальная конкуренция на рынке слабая. С помощью анализа конкурентов становится понятно, что за конкретную единицу времени можно прийти к понятным измеримым результатам. Например, за 2–3 года выйти на показатели 2 тыс. посетителей в день из органики, то есть из SEO.

Необходимо видеть общую картину, чтобы грамотно принимать решения по развитию бизнеса. Важен список конкурентов именно в разрезе каналов привлечения трафика и применяемых техник. Приоритетная задача анализа конкурентов — выявить тех, кто за меньшую единицу времени смог оказаться ближе к ТОПу, и постараться повторить их стратегии и быстрый путь к хорошему трафику.

Какие данные по конкурентам анализировать

 

Необходимо собрать главные показатели:

  • возраст домена;
  • ТИЦ;
  • как продвигаются в SEO;
  • каналы привлечения трафика;
  • процент органического трафика (из SEO);
  • процент оплаченной рекламы;
  • какое время в среднем проводят клиенты на сайте;
  • среднее число отказов.

Все собранные сведения объединяем в таблицу и ранжируем по посещениям (визитам). Надо понимать, что точные данные с сайтов может предоставить только установленный код Яндекс.Метрики, Google Analitics или их аналоги. Но есть сервисы, которые дают относительное количество показателей. Так или иначе мы увидим, у кого сколько трафика, и сможем понять, кто за короткий период времени вырвался в ТОП.

Цель анализа конкурентов

 

Основная цель — получить информацию для повышения эффективности собственных действий, среди которых:

  • оптимизировать риски потери денег из-за ошибок на старте ИМ или при его переезде;
  • разработать эффективную стратегию развития ИМ;
  • учесть сильные стороны конкурентов;
  • не допустить характерных ошибок;
  • научиться быстро получать результат по SEO и продажам;
  • объективно оценить рынок и ожидаемые результаты, время и ресурсы для их выполнения.

Методика анализа:  пошаговые действия

 

1) Регистрируемся на сайте RDS.

Регистрация на сайте RDS

 

2) Пополняем счет на сумму более 335 рублей.

Это минимальный платеж на сервисе, для двух-четырех полноценных анализов будет достаточно. Согласитесь что это приемлемая стоимость такой важной информации.

Пополнение счета в RDS

 

3) Скачиваем и устанавливаем программу API RDS.

С помощью этой программы производится анализ. Она работает только на Windows различных версий. Нами проверено от XP до десятки.

Установка RDS

 

4) Устанавливаем расширение RDS BAR  для Google Chrome.

Расширение необходимо для того, чтобы быстро выгружать конкурентов из результатов поиска Яндекс.

Установка расширения RDS BAR

 

5) Настраиваем результаты поиска Яндекс.

Чтобы в выдаче отображалось не по 10 страниц, как обычно, выбираем параметр результатов выдачи на одной странице — «по 50». Это поможет быстрее копировать сайты для дальнейшего анализа.

Настройка результатов поиска Яндекс

6) Настраиваем необходимые параметры работы RDS BAR.

Настройка RDS BAR

Итак, плагин для Хрома подключен, и Яндекс настроен. Вот что должно получиться:

1) Формирование списка для анализа конкурентов

Вводим ключевое слово, нажимаем «Поиск», затем  на клавиатуре зажимаем комбинацию клавиш ctrl + shift + y, которая копирует сайты по выбранному ранее запросу.

Создание списка конкурентов

Вставляем полученные url в текстовый файл. Если в Chrome не получается скопировать из выдачи Яндекса, пробуем Firefox, в нём RDS BAR традиционно работает лучше. Теперь важно, чтобы для анализа было много конкурентов. Для этого вводим разнообразные поисковые запросы. Например: «дезсредства для», «дезинфицирующие средства», «купить антисептики». Я рекомендую использовать не менее 5 основных запросов.

Настройка фильтра поиска Яндекс

2) Создаем список конкурентов.

Делаем его в txt-файле по запросам, важным для магазина. Не переживаем за дубли адресов, так как система, в которой проводится анализ, отсеет их. Все дубликаты будут удалены.

Переносим данные в TXT-фаил

3) Настраиваем параметры загрузки списка.

Настройка параметров загрузки списка

 

Настройка фильтров в RDS

4) Загружаем собранный список конкурентов и добавляем сайты в RDS API.

Обязательно добавляем свой сайт и сайты конкурентов, интересные для анализа, но не попавшие в созданный список.

Загрузка списка конкурентов в RDS

5) Запускаем проверку.

Запуск проверки RDS

Десктопное приложение RDS API позволяет произвести выгрузку в удобную таблицу Excel (в ней большое количество гибко настраиваемых показателей). Те показатели, которые нас интересуют, мы отметили. Если хотите проверить конкурентов по другим параметрам, добавьте нужные поля.

6) Производим фильтрацию полученных результатов.

Фильтрация полученных результатов

После проверки переставляем графы, как на скрине, фильтруем по SW Visits. Самые посещаемые сайты должны быть сверху. Сохраняем в файле эксель.

7) Убираем всё лишнее.

Убираем столбцы: «История ТИЦ», «Я.Зеркала», «История ИЯ». Нам они не понадобятся.

Редактирование списка в excel

8) Удаляем нерелевантные сайты,

То есть те, которые не являются ИМ (в том числе очень крупные магазины, если только сами не планируете запустить такой), и отмечаем, кто оказался в ТОП за минимальный период времени.

Удаление нерелевантных сайтов

Что мы видим в итоге? Мало молодых сайтов в ТОП-10 — значит, индустрия устоявшаяся. Самым интересным магазином оказался optimadez.ru, работает с 2013 года. Мы видим, сколько трафика они собирают в месяц, и можем предположить, какая у них конверсия.

Приблизительная экономика по конкуренту в месяц:

  • Количество заказов: ~53318 тыс. руб. в месяц? *1,5 % (конверсия)
    = ~800 зак./мес.
    Средний чек в этой нише: 5 000 руб.
  • Валовый объём: 4 000 000 руб.
    Наценка  30 %: 5 000 х 0,3 = 1 500 руб.
    Валовая прибыль: 1 500 х 1 500 = 1 200 000 руб. = 2 250 000

Отчет дал нам понимание объема рынка, какой может быть финансовый потолок,  сколько необходимо потратить денег и времени для выхода на предельные показатели. Разумеется, это приблизительные цифры. Но в целом они отражают реальную картину.

У optimadez.ru хороший seo-трафик, но очень низкое время пребывания посетителей на сайте. Отсюда следует вывод: нужно дальше внимательно изучать его по SEO, чтобы понять почему.

Хорошие поведенческие показатели у mystery.ru. Это старый сайт с регистрацией в 2000 году, новый быстрый движок и хороший seo-трафик.

Что мы видим, перейдя на сайт магазина:

  • Хорошо структурированные категории.
  • Быстрая работа всего сайта.
  • Низкое время отклика каталога.

Можно дополнительно проверить каждого из существующих конкурентов и выписать, какие они используют акции и УТП.

Что мы получили в результате анализа

 

Теперь мы имеем полный перечень конкурентов и понимаем, откуда и сколько трафика в процентах они берут. Видим, что слабо используются соцсети. Возможно, потому, что соцсети в данной тематике не работают. Практически не используются e-mail-рассылки, и это для нас хорошая новость, потому что мы планируем их использовать и знаем, что они эффективно работают. Мы можем спрогнозировать наш финансовый потолок: сколько трафика и за какой период времени сможем собрать, на какие финансовые показатели необходимо выйти за несколько лет.

Далее мы сможем проверять найденных конкурентов еще одним инструментом, -  pr-cy.ru:


Из отчета этого сервиса по магазину infodez.ru мы видим большое количество страниц в выдаче Яндекса и меньшее количество в Google. Обычно это происходит, когда на сайте неуникальный или плохо оптимизированный контент. Сайт присутствует в Яндекс.Каталоге. Санкций на сайте нет.